домойГлавная
добавитьДобавить сказку
чавоВопросы – ответы
блогБлог Кота (не открыт)
избранноеИзбранное
информацияСловарик
информацияАвторские сказки
 
о проектеО сайте
гостеваяГостевая
связьОбратная связь
 

Случайная цитата:

 
Рассылки Subscribe.Ru
Сказки народов мира на Kot-Bayun.ru

Ваша оценка развития сайта

Все хорошо, продолжайте в том же духе
Неплохо, но некоторые вещи нужно исправить
Больше картинок, блин!
Не замечаю изменений (без разницы)
Вообще не в ту степь...

Реклама:return_links(); ?>

 
размер шрифта: +1 -1

Кереметь

особенности народов


Упоминается в сказках:

Чувашские:

- Батыр и Чиге-хурсухал

материал из:материал из википедии


Требуются иллюстрации.

Кереметь, Керемет, Киремет — термин, обозначающий ряд связанных понятий у разных народов в период язычества.

  1. Духи Добра и Зла высшего разряда;
  2. Жертва богам и предкам всех категорий;
  3. Священная местность (гора или возвышенное место, родник и дерево, чаще всего старый дуб), символизирующая Первосушу-Первогору с Древом и Водой потопа.

Членами экспедиций Росс. имп. Академии наук (XVIII в.), миссионерами, путешественниками Кереметь были названы «священными рощами», что и вошло в русскую литературу как термин.

Классическая форма Керемети: по сторонам света располагалась прямоугольная ограда с воротами на запад, в ней — постройка-святилище. Внутри помещения, впереди, на восточной части находилось объемное изображение бога или богов, а посередине — длинный столб (ось мира) с кругом (Солнце) на верхнем конце.

Кереметь, включающий в себя постройки, скульптуру, природное пространство со специально выбранным ландшафтом, представлял собой сложную структуру. В ней сосредоточивались произведения народного зодчества, скульптуры, их связь с окружающей средой, происходил процесс реализации формы мышления, многих сторон верований и религии. Вместе с участниками жертвоприношения, жрецом и его помощниками, по их представлениям, сходились сюда боги и посредники между ними — предки.

По чувашской религии Кереметь являлся как церковь в православии или мечеть в магометанстве. Каждая деревня могла иметь по несколько священных мест. В то же время на одно священное место, отличающееся определенным образом, собирались из множества деревень, с разных мест.

Устройство

Киреметь обычно находилась на западе от деревни (запад мир мертвых). Есть на нем дерево или столб или куст киреметь остается киреметью. Дело в том, что дерево символизировало некую ось мира и осуществляло связь между мирами. Это один из древнейших культов берущих начало еще в шаманизме. Столб также символизировал эту ось. Кереметь могла иметь один или три входа.

Если в керемети было три входа, то с западного входа входили мачавары (мачауры), келепуçе, старейшины деревни, мужчины и женщины; с северного входа в кереметь вносили жертвенное животное (обычно баран или теленок); с южного входа в кереметь заносили холодную воду. Вылив холодную воду на животное, смотрели: если животное стряхнуло с себя воду, это символизировало сытость богов, то животное отпускали, если же нет-его приносили в жертву. Животное убивали, надрезав аорту. Сварив в котле мясо, часть его съедали, часть оставляли в жертву богам, шкуру животного вешали на дерево.

Киремет обычно находится на каком то возвышенном месте возле которого обязательно находится источник. Часто для этого выбирали защищенное со всех сторон место.

Священные рощи находились при древнейших храмах и пирамидах. Самые древние упоминания о священных рощах (киреметях) встречаются в аккадских текстах. Семитские племена аккадцев, захватив Шумер, вторглись в Элам там они разграбили храмы и проникли в священные рощи при храмах, куда до них не ступала нога чужеземца. Почему не ступала? Потому что здесь обитают духи предков людей, живущих в этой местности и чужакам делать здесь нечего. Это не их предки, а потому перед посещением киремети проводили обряд изгнания чужаков - серен.

Киремет основывается наиболее уважаемыми людьми. Для этого со старой киремети берется çĕр (земля) и шыв (вода) особыми обрядами приглашаются с собой духи предков на новое место, где они и поселяются. Таким образом киремет осуществляет связь между всеми поколениями ваших предков вплоть до самых древнейших.

Культ священных рощ и деревьев существует по всему миру. Единственное исключение китайцы.

Существует целая система киреметей, так на деревенскую киремет или киремет ближайшего куста деревень собирались несколько раз в году по праздникам или в дни поминовения предков. Существовала киреметь округи на которую приходили раз в три года.

Существовали куремети всего края, такое место находилось в Чувашии, где производились общие поминовение раз в семь лет. Существовала общегосударственная киремет чувашей в Биляре. На эту киреметь, называемую Валем хузя приходили чуваши со всей России вплоть до сегодняшнего дня. Татары ее называют Малюм ходжа, якобы связывая ее историю с мусульманским проповедником совершившим хадж. Но вряд ли вернулся бы этот проповедник живым из хаджа если бы арабы узнали о его намерении устроить государственное святилище Волжских булгар.

Продолжает систему культовых осей чувашей гора Арамази. По чувашским преданиям прикованной к скале прапредок чувашей Улып завещал им подняться вдоль побережья каспийского моря и далее по большой реке и обосноваться на месте слияния с другой большой рекою.

Многие народы мира имеют свою священную гору - ось вокруг которой складывалась жизнь народа. Так у лакцев это священная гора Вацилу возле Кумуха в Дагестане. Чувашская же гора оказалась в 20 километров от Тбилиси. Гора Арамази это древний культовый центр, где находились храмы и дворцы патиашхов. По преданиям на горе было высечено тридцатиметровое изображение быка с изумрудными глазами, а на соседней горе такое же изображение барана с рубиновыми глазами. Арамази в переводе с хурритского языка означает "мост".

Собирались на киремети в Калам (жертва) проводы старого года и время поминовения усопших за неделю перед 21 мартом.

Интересным памятником культуры чувашей является Амаксарская киреметь, что на полуострове напротив Ильинки. У нее есть еще два названия Ама ту и Билярская киреметь.

Рассказы о Киремети

Старые люди могут рассказать о киреметях много интересного. Вот что рассказал один:

Во время войны, в сороковые годы, возле деревни Асхва Канашского района стали строить аэродром. Но по среди поля на керемет выране стояло дерево которое местные жители наотрез отказались сносить. Тогда для этих целей наняли татарина. Тот на бульдозере снес дерево, но его в этот момент парализовало. Он прожил около месяца, а потом умер.

Слово «Керемет» происходит через тюркское и персидское посредство от арабского Карамат «чудо». В прошлом в религиозном миропонимании народов Среднего Поволжья Кереметь у чувашей выступал как главное святилище. Главным оно было и в Волжской Болгарии раннего периода.

* * *

Добавить в закладки на память: